"Алтай - самое благоприятное место для сохранения культуры,
даже зародившейся в совсем других местах". Лев Гумилёв
Основано(?) в 1824 году. Первыми жителями села Сибирячиха были старообрядцы, построившие дома вместе впадения реки Червянки в реку Сибирку. В истории сохранились имена основателей — Калистрат Ломакин, Афанасий Гордеев, Степан Черепанов и другие.
Документально существование села подтверждается с 1834 года, в "Ревизской сказке", датированной 16 июня этого года сказано, что в селе проживало 33 семьи, 154 души мужского и 167 женского пола.
К концу XIX века в селе насчитовалось более 1000 человек, по результатам переписи 1917 года численность населения составляла 2779 человек из них 68% старообрядцев. Перед началом Первой мировой войны в селе имелись: церковно-приходская школа, единоверческая церковь. В 1913 году в собственности жителей села было 14 тысяч голов крупного рогатого скота, 9 тысяч коней, 12 тысяч овец и коз, 2000 свиноматок. Были распространены следующие промыслы: изготовление саней, телег, инвентаря для обработки земли, пошив конной упряжи. Из объектов инфраструктуры имелись почтовое отделение, земская квартира, медицинский пункт с несколькими койками, маслодельный кооператив, казённая винная лавка. В 1908 г. была построена и открыта школа. 2 раза в год проводились двухнедельные ярмарки (в июне и декабре).
О дореволюционной истории села свидетельствуют и сохранившиеся до наших дней названия окраин села — «Корея» и «Турция». Ни кто не помнит, почему они так называются, но по одной из версий, на этих окраинных жили участники русско-турецкой и русско-японской войн.
Согласно данным переписи 1917 г, в селе имелось 432 хозяйства, в которых проживало 2779 человек. 68% хозяйств было старожильческими, остальные жители являлись переселенцами из 23 губерний России, прибывшими в село в основном в 1909-1910 гг.
В начале августа 1918 г. в Сибирячихе белыми частями из отряда правительственной Алтайской экспедиции войскового старшины В.И. Волкова были расстреляны 10 красногвардейцев из отряда П.Ф. Сухова. Погибшие похоронены в братской могиле.
Осенью 1919 г. в селе было создано три повстанческих отряда. В сентябре того же года, захватив село, колчаковцы по списку, предоставленному им кулаками, сожгли 17 домов повстанцев и расстреляли партизан Ладакова, Черепанова и Говорушенко, захваченных в плен. Позже они были похоронены рядом с суховцами. Установленный на братской могиле памятник находится в аварийном состоянии.
Материал взят из Википедии и содержит огромное количество ошибок, требует тщательной доработки. Постараемся дополнить информацию.
Время причисления нашего села к Алтайской волости и дата образования волости Ануйской с центром в Сибирячихе.
В.Н. Кислицын
ИСТОРИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА С 1824 ПО 1994 ГОД
[...] Горное начальство обратилось в правительство с ходатайством об оставлении заселившихся крестьян на постоянное жительство в ведении и управлении Горного ведомства, и кабинет Его величества решил устроить из селений за Бийской линией Алтайскую волость, которая высочайшим указом 22 июля 1822 г. оставлена в полном управлении Колывано-Воскресенского горного начальства, без стеснения, однако, там обитающих в малом количестве ясашных народов (алтайцев). В соответствии с этим законом Алтайская волость с 1824 г. составилась из приписных первоначально 19 селений, с причислением в 1824 г. из Чарышской волости двух Бащелакских деревень.
В состав Алтайской волости вошли селения: Сростинское, Тырышкинское, Солоновское, Кокшинское, Белокурихинское, Талицкое, Сетовское, Сычевское, Устьишинское, Карагужинское, Шульгинское, Нижнекаменское, Верхнекаменское, где расположено волостное правление, Розсошное, Бардинское, Точильна, Чергачакское, Сибирячихинское, Слюденское, Малобащелакское и Большебашелакское. В 1827 г. из ведения Бийской волости причислено селение Петропавловское. В 1828 г. к ним прибавились селения: Чергинское, Солонешенское и Куяганское. В 1835 г. образована Сарасинская инородная управа.
Процесс заселения предгорий Алтая и северной части Горного Алтая русскими шел все более интенсивно: растут существующие селения, возникают новые поселки, выселки, заимки. После X народной переписи (1858 г.) из Алтайской волости отчислены в Смоленскую волость: Точильное, Грязнуха, Кокшинское, Петропавловское, Тырышкинское, Шульгинское, Талицкое; в Сростинскую волость - Сростинское, Бардинское, Устьишинское, Карагужинское, Чергачак и восемь селений - в Енисейскую волость.
28 мая 1864 г. Совет главного управления Западной Сибири постановлением № 56 образовал в Бийском уезде две новые волости: Нижне-Чарышскую и Ануйскую. Из Алтайской волости во вновь организованную Ануйскую перечислены селения: Сибирячиха, Маралиха, Слюденка, Больше-Бащелакское, Мало-Бащелакское, Топольна, Шипунова (Кураниха), Солонешная, Тележиха и Сосновка. [...]
Томск. Областная библиотека им. А.С.Пушкина, электронная база.
Беликов, Д. Н. Томский раскол : (исторический очерк с 1834 по 1880-ые годы). - Томск, 1901
Фрагменты очерка.
Постройка Николаевской церкви в нашем селе стр. 192.
Дьяк Степан Черепанов стр.196. Речь о чае. О вине даже и думать нельзя было.
Отказ идти на молебен за царя Александра II жителями нашего села стр. 198.
Очерк содержит информацию о том, что в окрестностях нашего села предполагалось построить женский (в Лубягином логу) и мужской (в Калинихе) единоверческие монастыри. Лишь смерть епископа Порфирия расстроила эти планы.
Список населённых мест Томской губернии по состоянию на 1859 год.
В царские дореволюционные времена наше село входило в состав Томской губернии, а не Алтайского края. Ближайший окружной город - Бийск. 172 версты = 183,5 км (меры длины употреблявшиеся в России после "Указа" 1835 г. и до введения метрической системы: 1 верста = 1066,8 метра).
Единове́рие (другие самоназвания — «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Данный документ подтверждает существование в нашем селе староверческой общины и единоверческой церкви.
Единоверческие церкви строили с ведома властей, причём самого высокого уровня, для примирения православных новой и старой веры. Решение о возведении культового здания в Сибирячихе принималось в Сенате.
Многие жители нашего села могут с достоверностью описать как происходит крещение у староверов. Это "погружёные", "меня бабушка крестила" и т.п. То есть для совершения обряда не требовался священник.
Школа грамоты открыта в 1892 году.
Список населённых мест Томской губернии 1899 год.
В училище спокойно можно было получить профессию пчеловода.
На картине художника Н.П. Богданова-Бельского изображены крестьянские дети в возрасте 10-12 лет занятые устным счётом. Не каждый взрослый в наше время справится с данным примером.
Картина художника Н.П. Богданова-Бельского
Справочная книга по Томской епархии [за 1912-13].Томск,1914.
Благочиние 40-го округа.
Благочиние - (Благочиннический округ), в Русской православной церкви часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.
На страницах документа находим доказательства различных течений старообрядничества. Безпоповцев - 160 человек - довольно внушительная цифра для нашего села.
Тут же следует отметить, что безпоповцы - это самая старая ветвь раскольников, возникшая в XVII веке после смерти священников старого рукоположения.
Безпоповщина - одно из основных течений старообрядчества, не признающее священников как духовных пастырей и некоторые таинства.
Основываясь на данных из предыдущего документа церковь была перестроена в 1882 году. Можно прочесть и количество прихожан (3863 души обоего пола) и как звали священника в далёком 1913 году. Расстояния до сёл указаны в верстах.
Деревня Солонечная это современное Солонешное.Фрагмент книги Справочная книга по Томской епархии 1914г
Участковые и сельские врачи работавшие в нашем селе в начале 20 века.
Как видим одновременно в штате числилось и по 2 врача. Л. - Лекарь, так называли врача до 1917 года. 900 - 1900 год вступления в должность. 74 - год рождения лекаря 1874, то есть Павлу Николаевичу 26 лет отроду.
Стоит отметить жалование у лекарей в земских больницах на тот период было 80 рублей.
Российский медицинский список… [Текст] : списки врачей, ветеринаров, зубных врачей, фармацевтов и аптек. - Петроград : Упр. гл. врачебного инспектора М-ва внутренних дел, 1809-1916. - 21-24 см. на 1905 г.: (по сведениям к 1 марта 1905 г.). - 1905. - XXIV, 448, 109, 124 с. : табл.
Российский медицинский список… [Текст] : списки врачей, ветеринаров, зубных врачей, фармацевтов и аптек. - Петроград : Упр. гл. врачебного инспектора М-ва внутренних дел, 1809-1916. - 21-24 см.
на 1916 г.
Список ярмарок проводящихся в селе Сибирячиха.
Справочная книжка по Бийскому уезду 1910 год.
Скомпонованные фрагменты нескольких страниц.
Торговали всем тем чем торгуем и сейчас. Скот, хлеб, сало, мёд, лошади и т.п. Из данной книжки можно узнать величину годового товарооборота наших ярмарок. Это 32 тыс. рублей. Солонешное в те времена сбывало товаров на сумму в 16 тысяч.
Для сравнения цены на товары в среднем по России в далёком 1910 году: батон ржаного свежего хлеба весом в 400 грамм – 4 копейки, мясо телятина парная вырезка 1 килограмм – 70 копеек, костюм деловой для приказчиков – 8 рублей, хорошая дойная корова – от 60 рублей, полушубок и тулуп - 10 рублей, автомобиль без дополнительной оснастки – 2.000 рублей. В принципе, наш сибирячихинский крестьянин мог себе многое позволить. К сведению, хорошую дойную корову в Ануйской волости можно было купить рублей за 15.
Вино-водочный магазин. Сибирячиха, Топольное, Солонешное.
Что такое тогдашняя «казённая винная лавка» («монополька»), сочно описал в воспоминаниях, например, Самуил Маршак – мать его детского приятеля была в такой лавке сиделицей (продавцом). Тёмно-зелёная вывеска. Помещение, разгороженное железной решёткой. По одну сторону – продавец. Там идеальный порядок, чистота, ряды полок, где по ранжиру выстроены бутылки-сороковки (русская мера объема жидкостей = 1/40 ведра = 0,31 л) сотки, двухсотки (они же по-народному – «шкалики», «мерзавчики», «полумерзавчики») и т.д. Часть запечатана белым сургучом – это «очищенная», она стоит дороже, чем простая, которая с сургучом красным. По другую сторону решётки толпится народ. Пришедшим «под мухой» отпускать товар запрещено. Начнёшь орать, материться – сиделец кликнет городового, который всегда дежурит поблизости. Потому торговля, замечает Маршак, шла в общем мирно.
Красноголовка (красная крышка), водка, звавшаяся в народе «казѐнка». Цена за бутылку такой водки (0,61 литра) в начале 20 века была 40 копеек. И второй сорт водки – это «Белоголовка» (белая крышка), это водка двойной очистки. Бутылка такой водки в дореволюционной России стоила 60 копеек. Продавались бутылки ёмкостью от четверти (1/4 ведра) в плетёных корзинках, что составляло 3 литра. И самые маленькие бутылочки с водкой были 1/10 часть от обычной бутылки, которые в народе ещѐ тогда прозвали «мерзавчик» 0,061 литра. За такую бутылочку надо было заплатить в казенном винном магазине всего 6 копеек.
Судя по заметке в "Сибирской газете" землетрясение в нашем селе не редкость.
Следующий 39 номер пишет о ранних заморозках и вообще о неурожайном годе.